Жить или исчезнуть?

Жить или исчезнуть?

«Демография – наука о народонаселении, его составе, численности, росте, распределении на территории земного шара, воспроизводстве…» Словарь иноязычных слов. Москва. 2005 г. «Терское казачество – добровольное общественно- политическое, этно-культурное и хозяйственно- экономическое объединение самобытного народа «субэтноса» терских казаков» Уложение (Устав) Терского казачества. Официально зарегистрировано в Минюсте республики РСО-А в апреле 1991 г. Как мы видим, воспроизводство во всей этой серьезной науке демографии является ключевым словом. Не будет рождаемости и остальных составляющих не будет. Не будут рождаться казаки, и казачества не будет. Начиная с момента возрождения казачества России, с 90-х годов прошлого века, в своих уставах первым пунктом терские казаки ставили целью организации возрождение самобытного народа, его культуры и самосознания. В начале 90-х годов казаки поверили, что закончились времена репрессий и гонений казачества. В станицах и городах Северного Кавказа все потомственные казаки посчитали своим долгом прийти и принять активное участие в жизни общины. Почти в каждой станице и хуторе появились казачьи ансамбли песни и пляски. Общины стали принимать активное участие в жизни общества. Руководство Северокавказских республик приняли указание с федерального центра оказывать поддержку казачеству. Особенно это было видно в Северной Осетии, так как столица республики город Владикавказ является историческим центром Терского казачества. В начале 90-х, когда обстановка с соседней республикой была накалена, руководство Северной Осетии видело в набиравшем силу казачьем движении своего союзника. Оказывалась помощь, выделялись помещения, транспорт и денежные средства на развитие. И в трудное время для республики казаки приняли активное участие в охране объектов жизнеобеспечения республики. Все казаки Северной Осетии и соседних республик с первых минут пришли на помощь республике. Но не дремали и враги казачества. Первые попытки разделить казаков на белых и красных, а потом стравить их не увенчались успехом. Тогда оппоненты возрождения казачества избрали другой путь. Последовательно организовывались научные дискуссии на тему: «Является ли казачество этносом или сословием?». Инициаторов бесплодных дискуссий не смущало то обстоятельство, что сословия давно отменены. О каком сословии может идти речь, если среди казаков наряду с воинами были земледельцы, ремесленники, купцы, священнослужители, врачи, учителя – казачья интеллигенция, даже казачье дворянство, входившее в состав российского дворянского сословия. Со временем в Северной Осетии отношение к терскому казачеству стало меняться. После осетино-ингушского конфликта российские власти обязали Правительство Северной Осетии ликвидировать все незаконные вооруженные формирования. Недолго думая, ими было зарегистрировано Аланское казачье войско, под которое и вошли все вооруженные формирования республики. Вся финансовая и материальная поддержка от властей Северной Осетии, которая раньше выделялась Терскому казачеству, была переадресована Аланскому казачеству. Положение усугубилось, когда вышел Указ Президента РФ «О реестре казачьих структур». Терское казачество, ранее существовавшее как единая структура, было расколото на общественных и реестровых. Аланское казачество вступило в реестр, воспользовавшись тем, что членом казачьего общества мог являться любой гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста, противниками чего были потомственные терские казаки. Кроме поддержки из республиканского бюджета Аланский республиканский казачий округ (АРКО) начало получать поддержку и из федерального бюджета. При этом Терские казаки поддержку не получали не откуда. В создавшейся ситуации потомственные терские казаки, проживающие в Северной Осетии, решили воспользоваться последней возможностью для получения хоть какого-то финансирования для возрождения традиций и обычаев терских казаков и в июле 2001 года зарегистрировали «Казачью национально-культурную автономию» (КНКА). Но уже в 2003 году Министерство юстиции РСО-А подало иск в суд на ликвидацию «КНКА». Заочно приняв решение, суд ликвидировал «КНКА» с формулировкой: «Довод о том, что казачество является этнической общностью не состоятелен, поскольку этническая общность представляет собой исторически сложившуюся общность людей, относящихся к происхождению какого-либо народа (народности, племени). Казачество же исторически определяется как военно-земляческая община вольных поселенцев на окраине государства, крестьяне, потомки таких поселенцев, бойцы кавалерийской воинской части, состоявшие из этих крестьян, бойцов. Казачество не относится к определенной нации, этнической группе». Представители казачества не были проинформированы о судебном процессе. Попытки опротестовать данное решение в Верховном суде РСО-А ни к чему не привели. Притом, что на запрос в Академию наук РФ был получен ответ за подписью академика В.А.Тишкова, где было сказано: «В Российской Академии наук нет единого мнения кто такие казаки, но, несмотря на это ликвидация КНКА незаконна и идет в нарушение Конституции РФ». В течение двух лет неоднократно подаваемые надзорные жалобы в Верховный Суд РСО-А оставались без рассмотрения под разным предлогом. Решение Суда содержит прямое игнорирование закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 01.06.92 г., где в самой формулировке закона содержится определение казачества как этноса: «Репрессированными признаются народы, нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся этнокультурные общности людей, например, казачество». Данный закон, придавая казачеству статус исторически сложившейся этнокультурной общности, прямо указывает на обладание казачеством двумя признаками. «Этно» - признаки народа и культуры. Это подтверждают и другие законодательные акты, принятые в обеспечение исполнения этого закона. Кроме того, все великие ученые, философы и культурологи прошлого и настоящего (Гегель, Кант, Шопенгауэр, К.Маркс, А.Зиновьев и др.) в своих работах и исследованиях по культуре и обществу неоднократно отмечают, что культура и народ это две части одного целого. Следующим основным признаком, которым должна обладать общность людей, чтобы стать этносом (народом) – это национальное самосознание, когда разные члены национальной общности начинают ощущать свое единство и закрепляют его в понятии «Мы». Мы – украинцы, мы – белорусы, мы – казаки. Обладают ли казаки национальным самосознанием? Да, если определили свою национальность как казак и относят себя к казачьему народу. Приезжайте к нам в Северную Осетию в станицу Архонскую, которая и в советское время, несмотря на переименование станиц в села, была и осталась станицей, обратитесь к казачке с вопросом: кто она по национальности? Она ответит вам: я казачка. Это международное право закреплено основным законом, Конституцией РФ, статья 26 часть 1 которой гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность». Во время переписи населения 2002 года официально признано: «Впервые после переписи населения 1897 года была получена численность лиц отнесших себя к казакам (140 тыс. чел.)». Что значит «отнесших себя к казакам»? Это значит в графе «национальность» вписали «казак» или «казачка». И уверяю Вас, что это во много раз заниженные данные. Так, в официальных публикациях Госкомстата по Северной Осетии ни одного казака нет. Только через Госкомстат РФ удалось узнать, что туда проскочило из РСО–Алании 722 бюллетеня, где в графе «национальность» стояла отметка «казак». Несмотря на это, в таб. 7 «национальный состав» казаки отсутствуют. Их отнесли к русским, не удосужившись выделить казаков даже как субэтническую и этнокультурную общность. Применительно к другим народам это было сделано. Например, в перечне национальностей и субэтнических групп отдельной строкой и имеющие свой порядковый номер вписаны евреи горские, евреи грузинские, евреи среднеазиатские, осетины-дигорцы, осетины-иронцы. Возникает закономерный вопрос: кто дал право чиновникам из Госкомстата нарушать права человека и Конституцию РФ? Чьи они выполняли указания? А где гарант соблюдения Конституции России, наш Президент РФ? Почему Терских казаков больше других волнует восстановление КНКА? Хотя такой же регистрации добивается Национальный совет Дона, Волжские казаки, казаки Сибирского Войска, Иркутского войска и др., казаки, проживающие на территории России. Юридическая регистрация казачьей национально-культурной автономии – есть официальное признание терского казачества народом, что делает нелепым существование осетинского, ингушского и чеченского «казачества». Если казаки Дона имеют свою территорию – Ростовскую область, кубанские казаки – Краснодарский край, и никто их с их земли не вытесняет, то исконные земли терских казаков расположены на территории шести субъектов РФ, и это не просто территориальные деления. Это территории национальных республик горских народов Северного Кавказа: Дагестан, Чеченская республика, РСО-Алания, республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика и исключение составляет регион Кавказских Минеральных вод, относящийся к Ставропольскому краю. Безусловно, данное судебное решение не случайно. Оно обозначило в российском обществе те политические силы, которых никак не устраивает то обстоятельство, что опираясь на Федеральный закон о НКА терские казаки смогут добиваться финансирования программы развития казачьей НКА и самостоятельно принимать решения о ее претворении в жизнь, возвращая, таким образом, терских казаков в ту социальную нишу, где они проявили себя лучшим образом, укрепляя безопасность южных рубежей Российского государства. Сегодня же реалии таковы, что даже из таких «пророссийских» регионов как Северная Осетия, где наряду с мусульманством основная часть осетин исповедует православие, и нет ярко выраженных массовых антирусских настроений, как на государственном уровне, так и на уровне межличностных отношений, не только русские, но и казаки уезжают из Осетии, покидая землю и могилы своих предков. Причиной этому, по высказыванию самих представителей титульной национальности, является «искусственное формирование национальных диспропорций в органах власти в сочетании с традиционным для Северного Кавказа высоким уровнем коррумпированности государственных и правоохранительных органов, это приводит к тому, что русскоязычное население республики оказывается не в состоянии влиять на формирование паритетных основ этносоциальной структуры Северо-Осетинского общества. К сожалению, под воздействием определенного ряда факторов как объективного так и субъективного характера осетинскому этносу, как впрочем, и большинству этнических групп, имевших собственные национально-территориальные образования в советский период, не удалось полностью избежать процессов этнизации социально-политической сферы республики». Положение русских и казаков в Дагестане, Чечне, Ингушетии во много раз хуже. В Ингушетии с 1991 года, начиная с убийства атамана Сунженского отдела Подколзина А.И. и волны убийств и погромов, прокатившихся по всем казачьим станицам, практически не осталось русских и казаков, за исключением нескольких сотен стариков и старух, доживающих свой век. Сколько русских и казаков осталось в Чечне все, наверно, хорошо представляют. Если по данным переписи 2002 года в Ингушетии оставалось 3 казака, то в Чеченской республике 4 казака. Не случайно чеченцами уже поднимается вопрос о переименовании города Грозный. С горечью и скорбью можно утверждать, что уже практически исчезли гребенские казаки – древнейший этнос Северного Кавказа, являющийся главной генетической основой Терского казачества. И заметьте, это произошло не в годы репрессий советской власти, а в годы «возрождения казачества». Реальный геноцид древнейшего народа не был замечен ни российскими СМИ, ни органами Федерального центра, ни международными правоохранительными и гуманитарными структурами. Действительно, в Терских казачьих воинских подразделениях служили осетины и представители других народов Кавказа, но это не значит, что они были казаками и входили в состав какой-либо казачьей общины. Проживали они не в казачьих станицах, а отдельно в осетинских селах и аулах. Да, осетины были и продолжают оставаться главными союзниками терских казаков на Северном Кавказе, но нельзя же так искажать историю и самое главное – оттеснять потомственных казаков от казачьей деятельности. Ныне в Северной Осетии все властные и финансовые рычаги сосредоточены на реестровом Аланском казачьем округе ТКВ, а все остальные казачьи структуры, в первую очередь потомственные терские казаки, входящие в состав общественной организации «Владикавказский округ ТКВ», идут побоку. Каковы последствия непризнания на законодательном уровне казачьего народа в северокавказских республиках, более чем наглядно видно на отношении к его культурному и историческому наследию. Даже Северная Осетия представляет далеко не лучший образец такого отношения. Около десяти лет терские казаки не могут добиться возвращения в центре Владикавказа территории бывшего Линейного Александро-Невского храма – исторической святыни терских казаков, территории, где имеются захоронения выдающихся деятелей казачества, его георгиевских кавалеров. На этой территории казаки хотели установить небольшой мемориал казачьей славы. Администрация города Владикавказа отказала Владикавказскому округу ТКВ в создании казачьей школы. Колхоз «им.Легейдо» станицы Николаевской был искусственно обанкрочен а из земель отданных в аренду казакам ничего не досталось. Сегодня около 200 казачьих домов в станице стоят пустыми, казаки уехали из республики. Сегодня эти дома в основном скупаются турками-месхетинцами. В Северной Осетии существует около 20 казачьих хоров и ансамблей, и все они находятся в очень плачевном состоянии. Если станичные казачьи коллективы при Домах культуры станиц еще имеют свои залы и хоть какую-то поддержку от администраций станиц. Владикавказский казачий хор «Терцы» общественного Владикавказского округа ТКВ, существующий с 1990 года, уже более 20 лет неоднократно завоевывающий дипломы, грамоты, почетные призы на конкурсах и фестивалях и не только на территории Северного Кавказа, которому чиновники Северной Осетии неоднократно обещали присвоение звания «народного» и государственного хора, до настоящего времени не имеет не только своей сцены и финансовой поддержки, но вообще никакого своего помещения для проведения репетиций. Стоит отметить одну важную деталь: во Владикавказе сохранено доныне 14 зданий, принадлежащих до 1917 года Терскому казачьему Войску. И хотя в стране не принят закон о реституции, всем на Северном Кавказе хорошо известно: препятствие это только для славянского населения, так как практически все национальные общины вернули себе свою недвижимость. Хотелось бы сказать о важном: за последние годы на волне растаскивания народного достояния в Северной Осетии, как и во многих национальных окраинах России, возникла рвущаяся к власти социальная прослойка местных национал-радикалов. Созидательная роль этой прослойки, все более удаляющейся от интересов государства, очень сомнительна. Межнациональные конфликты последних лет в регионе достаточно хорошо это показали. Вы помните также, что в самые сложные для республики дни терские казаки не посрамили свое имя, встав на защиту рубежей Северной Осетии. И последний штрих. В городе Владикавказе установлен памятник «основателю» столицы Северной Осетии – городу Владикавказу, осетину Бугулову. Основателю Русской крепости и историческому центру Терского казачества? Авторы идеи больны мифами, их совершенно не интересует реальная история, документы эпохи. Возникает вопрос: жить или исчезнуть Терскому казачеству? Если Северный Кавказ останется без русских и казаков, то Россия останется без Северного Кавказа. Именно это является основной целью экстремистов дестабилизирующих обстановку на Кавказе. «Что ж ты наделала матушка Русь, чем казаки пред тобой провинились, иль защищали мы плохо тебя или в церквях не молились» Слова казачьей песни Координационный совет славянских и казачьих организаций Северной Осетии