Проверка на прочность
Тиберио Грациани

Проверка на прочность

Создание новой многополярной системы мироустройства обусловлено, прежде всего, способностью России играть более активную роль в двух основных секторах планеты: Центральной Азии и Средиземноморье. Для того чтобы эффективно выполнять эту функцию, Москва должна укрепить свой «тыл». Владимиру Путину, недавно переизбранному президентом Российской Федерации, придется столкнуться с серьезными проблемами, в частности, связанными с социальным спокойствием, процессом модернизации национальной системы экономического производства и оборонного комплекса. 20 лет Российской Федерации Всего лишь два десятилетия прошло с момента распада Советского Союза и, соответственно, конца биполярной системы мироустройства, возникшей после Второй Мировой войны. Как правило, двадцать лет – небольшой срок для анализа геополитического порядка. Однако возрождение России как глобального игрока всего за два десятилетия заслуживает особого анализа, полезного для оценки будущих политических векторов внешней политики Москвы, в первую очередь, ее геополитической деятельности в определенных районах земного шара. Российская Федерация родилась из пепла Советского Союза. После первого десятилетия нестабильности, Россия сумела эффективно укрепить свою роль в качестве международного гиганта. В тонком контексте однополярного мира, характеризуемого прогрессирующим расширением США в Евразии (также реализованным благодаря практике "гуманитарных" войн на Балканах, в Ираке и Афганистане), Москва, преодолев первоначальные трудности, полностью восстановила свой престиж, как на территории бывших советских республик, так и среди новых глобальных игроков: Китая, Индии, Южной Африки и Бразилии. Обновленный престиж России для новых независимых государств позволил восстановить существенный баланс – омраченный кризисом в Грузии в 2008 году – на огромном постсоветском пространстве. В этой новой структуре, которую можно определить как "большую региональную" и проевразийскую, Россия, не стремясь занять господствующее положение, способствовала развитию кооперативных аспектов, направленных на социально-экономическое развитие и коллективную безопасность во всем регионе. Кооперативная практика, принятая Москвой, характеризовала также последующие отношения, установленные с новыми развивающимися странами – Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой. Сегодня Россия составляет с этими странами, мощное геоэкономическое объединение, известное как БРИК (С), которое призвано иметь все большее влияние на будущие глобальные сценарии. Возрождение Москвы на мировой международной арене стало возможным благодаря двум основным факторам. Во-первых, благодаря пониманию руководства страны во главе с Путиным фундаментальной роли, которую играют отношения, существующие между внутренней сплоченностью страны и стратегическими аспектами, и, во-вторых, в силу восстановления новых и необходимых международных связей с "ближним зарубежьем". Переход от однополярного к многополярному мироустройству и военное обязательство Возвращение России как крупного игрока на международную арену, кроме прочего, сильного за счет важных партнерских отношений с ведущими азиатскими странами (ОДКБ, ЕврАзЭС, недавно образованного Евразийского Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Бразилией (БРИК), представляет собой основные элементы, которые характеризуют текущий переход от однополярного к многополярному миру. Сегодня, в контексте структурирования нового многополярного порядка, Российская Федерация, однако, сталкивается с серьезными проблемами как внутри страны так и, разумеется, на международном уровне. Проблемы внутри страны в некотором смысле аналогичны тем, которые Россия, несмотря на сложные условия в окружении, блестяще преодолела во время первых двух президентских мандатов Путина. Эти проблемы связаны, в основном, с социальным спокойствием, модернизацией государственного аппарата и технологических процессов и адаптацией оборонного комплекса. В свою очередь, международные трудности касаются укрепления статуса России как государства-континента, и, в частности, ее роли в ускорении процесса перехода к многополярности. Проверка на прочность, которую предстоит пройти новому президенту России, тесно связана с вышесказанным. Преодоление внутренних проблем, в частности, связанных с модернизацией оборонного комплекса, является необходимым условием для создания новой многополярной системы. Как известно, европейская геополитическая система, во главе с США заинтересована в распространении своего влияния по понятным геостратегическим причинам в двух "чувствительных" областях планеты: Средиземноморье и Центральной Азии. Что касается Средиземноморья, США и их основные союзники (Великобритания, Франция, Израиль) реализуют данное расширение путем прямых или косвенных военных действий, как показали недавние и еще актуальные события в Ливии и Сирии. Непосредственной целью Пентагона является ослабление путем фрагментации "Петли Средиземноморья" для того, чтобы обеспечить себе выход в центрально-азиатское пространство, определяемое Евроатлантическими игроками как "Евразийские Балканы". Настойчивость, с которой США пытаются разрешать международные напряженности с помощью военного давления, прямого или косвенного, свидетельствуют о сложностях нынешней администрации во главе с Обамой и Клинтон в управлении геополитическими процессами, а именно, переходом от одно- к многополярному миру с помощью дипломатии. Также это говорит о неэффективности решений, принятых до сих пор Вашингтоном для преодоления экономического кризиса, который обрушился на западные системы. Упорство, с которым США используют военную силу, однако, показывает еще один элемент: неадекватность системы противовоздушной обороны России, Китая и Индии. Эта недостаточность, в частности, была продемонстрирована в Совете Безопасности ООН, где после первых мотивированных отказов, Москва и Пекин, в основном, вынуждены были подвергнуться влиянию западных инициатив. Кажется, что США вновь, пытаются разыграть карту военного сдерживания, как в прошлом было сделано в контексте биполярности. Данная карта, однако, не будет иметь успеха в среднесрочной перспективе, так как очень динамичный новый геополитический сценарий, благодаря упомянутым выше партнерствам, предполагает появление многополярного мира, который будет ограничивать претензии США, в том числе, на военном уровне. Тиберио Грациани, президент Института Высшей Школы Геополитики и Прикладных Наук (IsAG), главный редактор журнала «Геополитика» (перевод: Вероника Шейнина)