Покопаться в объедках буржуя
Мария Соловьева

Покопаться в объедках буржуя

Борьба с коррупцией выходит на новый виток. В обществе активно обсуждается инициатива Минэкономразвития о введении налога на роскошь. Российская палата промышленников и предпринимателей (РСПП) уже разразилась своим списком предметов роскоши. Чиновники считают, что автомобиль мощностью более 250 л.с. уже относится к категории роскошных товаров, а предприниматели считают, что только после 400 л.с. машина становится по-настоящему роскошной. То же с жилплощадью: в первом случае роскошью предложено считать более 1 тыс. кв. м на человека, во втором – начать роскошествовать с 2 тыс. кв. м на человека.

Учитывая, что в РСПП состоят, как правило, весьма небедные граждане, их можно понять в желании отодвинуть рамки. Этаким путем любого представителя среднего класса со случайно большим доходом в олигархи запишут. А круг этих людей узок, и они явно хотят оставаться страшно далекими от народа. Как говаривал некто Полонский: «У кого нет миллиарда, могут идти в…».

Ничем другим, как желанием сохранить элитарность и очистить ряды от случайных людей, инициативу РСПП объяснить нельзя. Не подозревать же, в самом деле, людей, обладающих недвижимостью более чем 1 тыс. кв. м в пошлой жадности? Не может быть, чтобы человек, владеющий автомобилем, скажем, в 251 л.с., банально пожалел денег родине.

Впрочем, значительная часть населения твердо уверена, что платить налог на роскошь богатеи не будут: все-таки богатство и плутовство в нашей стране являются синонимами. А выпячивание достатка пока еще не стало "моветоном", как в Европе, что, конечно, обличает нашу элиту в низкой культуре быта.

Впрочем, за введением налога на роскошь присутствуют значительные социальные процессы. Во-первых, это колоссальное расслоение общества: между слоем самых богатых и слоем даже не очень бедных – пропасть. Это вызывает раздражение у более бедных сограждан, многие из которых выросли в обществе декларируемого равенства.

Во-вторых, между слоем самых богатых и слоем даже не самых бедных практически полностью отсутствует слой средне-богатых. Причиной тому – страстное желание средне-богатых попасть по уровню потребления в самые богатые, а потому избыточные «имиджевые» траты. Желание это понятно, - партнеры по бизнесу или клиенты могут подумать, что дела плохи, коль скоро руководитель фирмы передвигается по городу на каком-то «Лексусе», а не на «Бентли». Но, помимо практичных соображений, есть в таком потреблении и немалая доля тщеславия.

В-третьих, все же в России значительная часть состоятельных людей – не вполне бизнесмены, а скорее …чиновники, и происхождение их денег покрыто государственной тайной. Так что восприятие богатства как плода некой сделки с совестью не так уж варварски нелепо, как может показаться первоначально.

В-четвертых, после бурных зимних демонстраций, власть получила четкий сигнал от «рабочего человека» и «рассерженного горожанина». Разумеется, кредит доверия от первой категории граждан нужно будет отдавать, в том числе с помощью таких мер, как введение налога на роскошь.

Но остается вопрос: насколько налог на роскошь может успокоить социальное раздражение? Если это будет лишь номинальная мера, то толку от нее будет немного.

В этой связи немалый интерес представляет инициатива власти ввести контроль расходов чиновников: если единовременные траты будут превышать трехлетний доход чиновника, он должен будет обосновать такую ситуацию. Впрочем, пока только ведутся дискуссии и обсуждения нюансов. Но уже сейчас понятно, что добиться исполнения этого закона будет непросто.

Возможно, потребуется создание нового ведомства…