Литовский будитель Угорской Руси
Владислав Гулевич

Литовский будитель Угорской Руси

Речь в этой статье пойдёт о Фёдоре Кориатовиче. Этому человеку суждено было сыграть не последнюю роль в исторической судьбе русского православия в самом западном регионе Русского мира – Угорской Руси (современное Закарпатье).

Этнический литовец, сын новогрудского князя Кориата Гедиминовича, с 1388 по 1393 гг. Фёдор княжил на Подолье, а также в Новогрудке и Гомеле, принадлежал к роду Гедиминовичей – правящей династии Великого княжества Литовского, восходящей к родоначальнику великому князю литовскому Гедимину.

Вероятно, поворотным моментом его, выражаясь современным языком, политической карьеры стала Кревская уния 1385 г., закреплявшая на законодательном уровне династический союз Литвы и Польши. Литовский князь Ягайло вступал в брак с польской королевой Ядвигой и провозглашался польским королём.

С тактической точки зрения подписание Кревской унии принесло немалые выгоды как Польше, так и Литве. Если до этого оба государства вели непрерывные войны за господство над Юго-Западной Русью, то после унии польско-литовские силы совместно подавляли самостоятельность русских князей, а границы польско-литовского государства расширились до побережья Чёрного моря.

Проводимая Ягайлой внутренняя и внешняя политика устраивала не всех. Часть русско-литовской знати выражала своё недовольство, как внутренними порядками, так и ориентацией на Польшу. Среди недовольных был и Фёдор Кориатович, вступивший в союз с киевским князем Владимиром Ольгердовичем, витебским князем Свидригайло Ольгердовичем и господарем Молдавии Романом I, которые тоже не разделяли взглядов Ягайлы.

В ходе упорного противостояния, то дипломатическими, то военными методами, многие Гедиминовичи помирились с Ягайлой, и только Фёдор Кориатович, несмотря на ряд поражений от рук соперников, отказался подчиняться польско-литовскому диктату, передав права на Подолье венгерскому королю, а не Ягайле. Взамен венгерский монарх наделил Фёдора Кориатовича владениями в Береге (сейчас административным центром этого района является н. Берегово на Закарпатье) и Шароше (административный центр –  словацкий г. Прешов). С 1396 г. Фёдор Кориатович получает в пожизненное пользование Мукачевскую и Маковицкую доминии, сквозь которые несёт свои воды река Латорица, уходящая далее через Венгрию на запад. С этого момента в его жизни начинается период верного служения православию и просвещению Западной Руси.

Фёдор Кориатович возводит мощный замок Паланок, где размещает свою резиденцию. По его инициативе возводится Свято-Николаевский монастырь – центр западнорусской культуры и просвещения. В каменных стенах монастыря располагалась богатая библиотека с редкими инкунабулами, а местный церковный люд был носителем общерусской культуры и мировоззрения. Монастырь начинался с небольшой деревянной церкви и корпуса для монахов, но уже в 1491 году он превратился в резиденцию закарпатских православных владык. Как отмечает Станислав Горяйнов в своей статье «Властелин Карпат», в тех местах «уже с ХІ в. начала складываться православная иноческая община, куда приходили люди со всей Руси».

К слову, монастырь этот продолжал оставаться средоточием западнорусского православия даже через несколько веков после смерти своего основателя.

Когда в XVII в. на Закарпатье, невзирая на протесты мирян и значительной части православного клира, была принята уния с католиками, из монастыря сторонниками унии неоднократно изгонялся епископ Иоанникий, противник культурно-религиозной ориентации на Ватикан. Изгонялся не один, а вместе с монахами, большинство которых твёрдо придерживались православия.

Достаточно сказать, что при подписании унии присутствовали 63 закарпатских священника, в то время как общее число особ священнического сана насчитывало около 600 человек. Инициаторы унии предпочли учесть мнение тех 63, отвергнув возражения остальных. В 1664 г. епископ Иоанникий был окончательно изгнан из монастыря, а сам монастырь перешёл в руки греко-католиков. Православным этот монастырь вернули только в 1946 г. Сегодня там хранятся мощи святых, в т.ч. Моисея Угрина, православного святого венгерского происхождения.

Всё время своего пребывания на землях Угорской Руси Фёдор Кориатович поддерживал и развивал русскую культуру, которую не мыслил без православия, и сам придерживался русскости. На этом поприще ему оказывала поддержку его супруга княгиня Ольга, которая выстроила женскую обитель на Сорочинской горе.

У четы Кориатовичей не было сыновей, а обе их дочери вышли замуж за венгерских магнатов. Сам Фёдор Кориатович скончался в 1414 г., но память о нём до сих пор жива, и бережно хранится закарпатцами в местных преданиях и легендах. Одна из самых популярных так и называется «Про князя Корятовича». В ней повествуется о битве князя со злым змеем Веремеем: «Чую, чую  русский дух!», - возмущалась коварная рептилия. «Да как бы не пахло, если я пришёл!», - ответствовал бесстрашный князь.

По легенде, отважный Кориатович победил чудовище, и воздвиг церкви и монастыри «чтобы служили русские службы…людям на радость, Руси – на славу». Останки же змея Веремея понесла река Латорица в «русское Чёрное море. И дети растут, как цветы весенние, шумливые, как пчёлы, и песни поют, да припевают: радуйся, радуйся, русская земля!».

Сегодня Подолье (Винница и Хмельницкий, Каменец-Подольский, Тернополь) предельно украинизировано, и о русских корнях там предпочитают не распространяться. Даже легенды о деяниях Кориатовича передаются уже в украинизированной форме. А на Закарпатье, там, где жил и творил Кориатович, и где ему воздвигнут памятник, местные жители бесплодно требуют от официального Киева признать их право на собственную этническую идентификацию, отличную от украинской.