Лошадка так и не вышла из тени
Мария Соловьева

Лошадка так и не вышла из тени

Президентские выборы выявили очень любопытный момент.

Самовыдвиженец Прохоров набрал больше голосов, чем Сергей Миронов и даже Владимир Жириновский. Пожалуй, именно этот факт стал самым сенсационным итогом голосования 4 марта.

Стоит сразу оговорить, что Михаил Прохоров получил немало внимания от отечественных СМИ, как телевидения, так и печатных, не говоря о радиостанциях и прочих интернетах. Внимание это было искренним: от Миронова и Жириновского, да и от Зюганова, никто ничего нового не ждет, а Прохоров был темной лошадкой.

Впрочем, он так и остался темной лошадкой, потому что программа его и политические взгляды не вполне ясны, похоже, и ему самому. По внешней политике он высказывался довольно туманно, самое запомнившееся – это критика Таможенного союза. По внутренней политике его сентенции тоже не блистали яркой индивидуальностью.

Интересен тут не сам кандидат как личность. Интересно то, что за него проголосовало столько людей. Представить еще 10 лет назад, что за бизнесмена, разбогатевшего на нечестной, как сейчас принято выражаться, приватизации 90-х, отдадут свои голоса 8% населения необъятной родины, было невозможно. Во-первых, сама приватизация была еще слишком свежа в памяти. Во-вторых, 10 лет назад еще выкорчевывались "атавизмы" вроде невыплаты зарплаты и пенсий. В-третьих, среди голосующих были люди, родившиеся в СССР и первые годы прожившие в этой стране, а потом получившие мощное вливание ностальгии от родителей.

Проблема приватизации, которую долгие годы эксплуатировал в предвыборной борьбе Геннадий Зюганов, похоже, теряет свою актуальность. Возможно, это связано даже в первую очередь не с тем, что в стране постепенно растет мелкий и средний бизнес, предприниматели перестают быть мироедами в глазах общества, а становятся его частью. Быть бандитом не модно, модно иметь свое дело. Возможно, это связано с тем, что у нового поколения, в отличие от более старшего, есть какая-никакая собственность. Ведь обладание частной собственностью очень меняет менталитет: не зря коммунисты так долго с ней боролись, изживали кулаков и буржуев.

Похоже, что Прохоров получил голоса тех, кто не хочет ворошить прошлое, и кто видит перед собой некие перспективы в новом капиталистическом мире. А точнее, Прохоров получил голоса, скорее, даже потому, что огромная масса людей, наконец-то, поняла – их стремление к справедливости в виде обещания пересмотра итогов приватизации, которое безжалостно эксплуатировали думские старцы, так и  не будет воплощено в жизнь в ближайшее время.

Стабильность, которой так долго восхищались в начале нулевых, и от которой так быстро устали в начале десятых, дала неожиданный результат. Люди хотят движения вперед, они устали от стагнации и пустых разговоров. Именно поэтому Зюганов получил так мало, а Жириновский и Миронов и вовсе смешные цифры. Именно поэтому Зюганов, якобы, так недоволен результатом: на фоне роста оппозиционных настроений он явно рассчитывал на большее. Якобы, потому что эти выборы оказались лебединой песней самого Зюганова именно как лидера партии, но не идеи. Хотя, на подходе нет никого, кто мог бы подхватить знамя из рук «сдувшегося» функционера. В самом деле, не Тютюкину (Удальцову) же его передавать?

Однако коммунистическая идея больше не находит поддержки у жителей России в качестве основной альтернативы кандидату от партии власти. Похоже, высокий процент голосов у Прохорова стал ударом для Зюганова, который год от года твердит о необходимости национализации крупнейших предприятий.

Что показательно, в двух столицах, Москве и Петербурге, процент голосов у Прохорова оказался даже большим, чем у Зюганова. Здесь живут люди, уровень достатка которых в среднем несколько выше, чем в других городах страны. И эти люди, которые ходили на оппозиционные митинги в декабре-феврале, связывают свои чаяния не с представителями системной оппозиции, за долгие годы утратившими драйв политической борьбы, а с Михаилом Прохоровым.

Опять же, сделаем скидку на отсутствие отрицательного пиара у Прохорова во время предвыборной борьбы: фильмов с разоблачениями его деятельности не показывалось, видеосюжеты о куршавельских приключениях не снимались. Даже давний скандал с заключением в КПЗ за сутенерство во Франции (потом французские власти извинились перед предпринимателем) остался за кадром. Да и трагикомическая эпопея с «Правым делом» не ворошилась. Тем не менее, даже с учетом этой скидки, бизнесмен получил очень значительное число голосов.

Похоже, Михаил Прохоров всерьез увлекся политикой. А быстрый успех может добавить ему азарта. Он уже заявил о своих намерениях создать правую партию. По результатам голосования можно сказать, что такая партия может иметь некоторые перспективы.

Что ж, граждане страны дали сигнал власти: кроме стабильности, им нужно и некоторое движение, причем движение вперед, а не назад. И по пути к этому «вперед» им значительно больше симпатичен рулевой вроде Прохорова, у которого есть какой-то опыт в практической жизни, чем профессиональный политик. Это действительно любопытно, ведь именно акцентуация этого качества в ходе предвыборной кампании привела Владимира Путина к победе  в 2000 г.