Украина мелко мстит за сыр
Мария Соловьева

Украина мелко мстит за сыр

Российско-украинские отношения в последние два года выглядят все более странно. На официальном уровне обе страны декларируют любовь и дружбу, в практическом же смысле ни любовь, ни дружба внятной конвертации пока не имеют.

После 2010 г., когда в Харькове были подписаны соглашения по Черноморскому Флоту (тогда Россия сделала скидку на газ для Украины в обмен на пролонгацию пребывания ЧФ на базе в Севастополе), ни одного прорыва в отношениях двух стран замечено не было.

Многообещающие начинания, о которых с удовольствием говорили высшие должностные лица обеих стран два года назад, уперлись в непреодолимый тупик.

Россия хочет, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, Украина туда входить не хочет. Главным образом, нежелание вступать в ТС у Киева связано с туманной перспективой европейского будущего. Евросоюз, хотя и не готов принять Украину даже кандидатом в кандидаты в члены, настоятельно не рекомендует последней вступать в вышеупомянутую организацию. Москва же, невзирая на сложное положение Украины перед Брюсселем, настойчиво и последовательно проводит политику кнута, обещая изобилие пряников сразу после вступления Украины в Таможенный союз.

Так, помимо нерешенного до конца вопроса по ценам на газ – ведь согласована только скидка, а сам контракт, подписанный Тимошенко, остается в силе, что грозит Украине дальнейшим ростом цен, – есть еще несколько вопросов, требующих разрешения.

Одним из таких вопросов остается качество украинского сыра. Хотя россияне любят недорогой и вкусный  продукт из Украины, оказалось, что по мере истощения денег у наших соседей сыр все меньше стал походить на сыр. В том смысле, что содержание молока относительно пальмового масла, не самого полезного для здоровья ингредиента, снизилось до совсем каких-то минимальных величин. Это вполне объяснимо: состояние экономики, в частности, сельского хозяйства Украины оставляет желать много лучшего, а конкурентным преимуществом украинского сыра всегда была невысокая цена. Вот и выкручиваются предприимчивые украинцы, как могут. Однако этот простой вопрос технических регламентов стал вопросом политическим. Потому что ресурсов для перехода на приемлемое сырье у украинских производителей нет. Следовательно, им приходится рассчитывать на лоббирование своих интересов на дипломатическом уровне. Однако дипломатические каналы в текущий момент времени и так перегружены.

Вместо того чтобы решать вопрос по газу, сыру и других спорных сферах в конструктивном ключе, Украина прибегла к нестандартному ходу. Она попыталась выдвинуть встречные требования полушантажистского характера. Речь идет, в частности, об увеличении налоговой нагрузки на часть имущества Черноморского Флота, ужесточение таможенного контроля над товарами, поставляемыми для нужд ЧФ из России. Шаг этот, скажем прямо, ни в коей мере не характеризует Украину как великую державу. Скорее, выдает неготовность и неспособность украинского руководства решать стоящие перед ним, руководством, задачи по налаживанию отношений со стратегическим партнером.

Аналогичный вывод можно сделать, если внимательно изучить поползновения украинских политиков найти альтернативных поставщиков газа: все проекты подобного рода уже были демонстративно испробованы президентом соседней Белоруссии. И которые не принесли никакого результата, кроме продажи белорусской ГТС «Газпрому».

В итоге, мы наблюдаем уже который год всю одну и ту же набившую оскомину трагедию украинской незалежности. Киев мечтает утвердить свой суверенитет, как можно дальше отодвинувшись от России, но при этом настойчиво требует все больших уступок и дотаций от Москвы. Потому что двадцать лет независимости не привели к созданию на Украине сколько-нибудь внятной экономической модели, а прежние, еще советские запасы, основательно подчищены так называемой украинской бизнес-элитой.  

Однако в последние годы Россия прекратила дотировать политические режимы, не готовые к сотрудничеству.

Это отчетливо понимает и Виктор Янукович, который уже получил ряд сигналов из Евросоюза, что он как глава Украины категорически не устраивает Брюссель. Формально, причиной столь резкого негативного отношения со стороны видных деятелей Европы стало дело Тимошенко, обвиняемой в превышении должностных полномочий и других преступлениях. И теперь Янукович в предвыборный год оказывается между Сциллой и Харибдой: если он выберет углубление отношений с Россией, от него окончательно отвернется Евросоюз. А если от него отвернется ЕС, выиграть выборы Януковичу будет очень непросто, – многие украинцы мечтают об интеграции в Европу.

Россия же вовсе не намерена помогать Януковичу интегрироваться в Евросоюз. Напротив, Кремль делает очень много, чтобы этой интеграции не было. Взамен предлагая альтернативу – интеграцию в Таможенный союз.
Можно сказать, что вопрос по сыру является небольшой разминкой перед началом большой политической игры: не стоит забывать, что в России сейчас тоже идет полным ходом президентская кампания, так что внешнеполитические дела отошли на второй план.

Однако после инаугурации президента в мае, скорее всего, давление на Украину усилится. И никакие введения налогов или таможенных пошлин на флотские грузы не смогут стать препятствием для реализации планов Кремля по вовлечению Киева в Таможенный союз, а в конечном итоге, в Евразийский союз. В конце концов, географию нельзя отменить политическим решением.