вторник, 10 Декабря, 2019

Подробно

Искусство как оружие ЦРУ

Илья Макаров
31.01.2012 - 15:51
Искусство как оружие ЦРУ

Может ли искусство служить в качестве оружия? Несомненно.

Вспомним сталинскую эпоху, когда советское искусство было патриотично и несло в себе мощный воспитательный заряд. Вспомним т.н. искусство периода распада СССР, когда людям с изысканным эстетическим мироощущением приходилось с трудом переваривать новый жанр массового искусства – дешёвую кинопродукцию, низкопробную эстраду, пропитанную примитивным эротизмом живопись. Период, когда некачественное выдавалось за эталон, чётко ассоциируется с ельцинскими реформами, наглым натиском либерализма и всеобщей беспринципностью.

Но поставить искусство на службу политике пытались не только в Советском Союзе, чтобы на этот счёт не рассказывали нам западные идеологи. Центральное разведывательное управление США тоже держало своих искусствоведов и богему под тайным контролем.

Британская «Индепендент» в лице корреспондента Франсеса Стонора Сондерса, освещая эту щекотливую тему, сообщала: «Это был период 1950-1960-х, когда большинство американцев не любили, а то и презирали постмодернистское искусство. Президент Трумен метко заявил: «Если это – искусство, тогда я – готтентот». Что до самих художников, то многие из них были бывшими коммунистами, которым приходилось очень тяжело в Америке маккартизма [политика преследования лиц коммунистических взглядов, выдвинутая сенатором Маккарти]. Такие люди вряд ли могли рассчитывать на поддержку государства. Но почему их поддерживало ЦРУ? Потому что в пропагандистской войне с СССР это направление объявлялось доказательством креативности, интеллектуальной свободы и культурного превосходства США. Русское искусство, закованное в латы коммунистической идеологии, с ним сравниться не могло. Решение поставить культуру и искусство на службу ЦРУ было принято сразу, как только эта структура была учреждена в 1947 г. Из-за страха перед прокоммунистическими симпатиями западных интеллектуалов и художников, в недрах ЦРУ был создан специальный пропагандистский отдел, сотрудники которого оказывали влияние на деятельность более чем 800 журналов, газет и общественных организаций».

Далее ЦРУ создало специальный отдел, который спонсировал нужные направления в американском искусстве, и, соответственно, ставил палки в колёса тем интеллектуалам, которые откровенно и стойко не вписывались в капиталистический порядок: «Именно этот отдел субсидировал появление мультипликационной версии произведения Джорджа Оруэлла «Скотный двор», американский джазменов, артистов оперы и международное турне Бостонского симфонического оркестра. Агенты этого отдела проникали на киностудии, в издательства и даже подвизались под видом журналистов-путешественников в знаменитом издательстве «Фодор», специализировавшемся на туристической тематике. В 1947 г. Госдеп профинансировал международное турне выставки «Продвигая американское искусство» с целью опровергнуть бытовавшее в СССР мнение, что Америка – это пустыня без культуры».

Для оперативного прикрытия был учреждён Конгресс свободной культуры, через который цэрэушники проворачивали своим делишки в околотеатральных и окололитературных кругах: «Конгресс открыл свои представительства в 35 странах и издавал более 24 журналов. Через Конгресс ЦРУ продвигало незаметно свои идеи в среде художников, творивших в жанре абстрактного экспрессионизма. Организовывались выставки, в журналах обсуждались проблемы американского искусства в нужном для ЦРУ ракурсе, но никто, включая самих художников, не был тем, кто действительно задавал нужное направление. На выставки требовалось много денег, поэтому в игру были вовлечены миллионеры и музеи. Один из них – Нельсон Рокфеллер, чья мать была учредительницей Музея современного искусства в Нью-Йорке. Рокфеллер, по его словам, был президентом «мамочкиного музея», и поддерживал абстрактный экспрессионизм, называя это течение «живописью свободного жанра». Его музей заключил с Конгрессом договор о проведении наиболее важных выставок. Но не только это связывало музей с ЦРУ. Уильям Пэйли, президент компании CBS и «крёстный отец» ЦРУ, заседал в музейном Совете по международным программам. Главой был Джон Хэй Уитни, работавший в годы войны в спецслужбах. Том Брэйден, первый директор Отдела по общественным организациям, в 1949 г. исполнял обязанности исполнительного секретаря.

Брэйдену уже под 80, он живёт в Вулбридже, Вирджиния, а его дом забит картинами экспрессионистов: «Мы хотели объединить писателей, художников, музыкантов, чтобы показать, что Запад и США идут по пути свободы и интеллектуальных достижений, без жёстких указаний, что тебе писать, говорить, рисовать и делать, как это было в СССР. Я думаю, наш отдел был одним из самых важных в ЦРУ, и он сыграл огромную роль в холодной войне».

Кстати, Брайдэн подтвердил, что ЦРУ работалао тайно, скрывая от общественности истинные мотивы: «В 1958 г. в Париже состоялась выставка «Новая американская живопись» работ Поллока, Мазервелла, де Коонинга и др. Национальная галерея британского искусства в Лондоне тоже хотела принять выставку у себя, но не потянула финансово. В игру включился любитель живописи американский миллионер Юлиус Флейшман и оплатил все расходы. Деньги были не его, а ЦРУ. Их перевели на счета Фарфилдского фонда, президентом которого был Флейшман. Сам фонд был далёк от благотворительности. Это была финансовая структура ЦРУ.

Без ведома сотрудников Национальной галереи британского искусства, без ведома публики и самих художников, выставку привезли в Лондон на средства американских налогоплательщиков ради сиюминутных политических выгод в холодной войне. Брэйден, как бывший цэрэушник, поведал о том, как создаются фонды, подобные Фарфилдскому: «Мы просто приходили к известному богатому человеку, и говорили, что хотим учредить фонд. Мы говорили ему, с какой целью и гарантировали конфиденциальность. Человек сразу соглашался. Тогда мы заготавливали бланки нового фонда с его именем, и всё. Это очень просто».
Юлиусу Флейшману обеспечили хорошенькую должность. Он заседал в Совете по международным программам Музея современного искусства в Нью-Йорке. Как и ещё несколько влиятельных лиц, близких к ЦРУ».

Стоит ли после этого верить, что на Западе искусство было далеко от политики? И стоит ли сомневаться, что русское искусство должно быть патриотичным, оставаясь при этом всё-таки искусством?

и призывают фальсифировать результаты обсуждения на сайте Совета Федерации
Отдел информации
Отдел информации
Президент РФ подписал закон об установке на гаджеты российского ПО
Отдел информации
На Украине «победили» Россию на мировом рынке вооружений
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования